ГлавнаяWarpБлог
Что такое «интернет поведения» (IoB)?

Что такое «интернет поведения» (IoB)?

Почти наверняка вам известны термины «интернет вещей» и «интернет данных», появившиеся в результате перехода от исследования потребителей традиционными инструментами маркетинга к сбору big data («большие данные»). Сегодня мы расскажем о новой концепции — «интернет поведения», и о том, чем она будет полезна бизнесу.

Что такое «интернет поведения»?

Ещё пару десятков лет назад бизнес-стратегии выстраивались на основании данных, полученных в результате маркетинговых исследований — качественных, в процессе которых появлялось представление о реакции потребителя на продукт, и количественных, позволяющих определить емкость рынка, средний возраст ядра целевой аудитории и другие параметры.

С развитием интернета процесс сбора и обработки данных претерпел трансформацию: появились целостные экосистемы — «интернет вещей» (IoT) и «интернет данных». Они значительно облегчили работу маркетологов и стратегов, однако результаты их были максимально приближены к результатам количественных исследований. И, отвечая на вопрос «Сколько?», они не отвечали на вопрос «Почему?» — интерпретация данных продолжала осуществляться в ручном режиме человеком и оставаться субъективной.

Эволюция интернета
Эволюция интернета

Логичным продолжением эволюции интернета стало появление объединенной системы, которая трактует собранные данные с точки зрения поведенческой психологии — это и называется «интернет поведения» или Internet of behaviors (IoB). Описание концепции и термин впервые появились в 2012 году в блоге вышедшего на пенсию профессора Хельсинкского университета Готе Найман. Спустя восемь лет IoB становится не просто теорией, а трендом.

Примечание
В прогнозе на 2021 год исследовательская компания Gartner объявила «интернет поведения» одной из десяти основных стратегических технологических тенденций, «которые ИТ-специалисты не могут игнорировать».

В чем ценность «интернета поведения» для бизнеса?

Концепция IoB выглядит, на первый взгляд, как исполнившаяся мечта для многих компаний.

  • «Интернет поведения» дает возможность минимизировать расходы на маркетинг и рекламу, но без риска снижения объемов прибыли.
  • Желание максимально кастомизировать продукт или услугу легко реализуется при использовании результатов анализа данных, которые теперь считывают практически намерение потребителя.
  • Становится возможным действительно гибкое ценообразование, не ущемляющее интересов ни продавца, ни покупателя.
  • Значительно проще оптимизировать работу персонала, повысить эффективность рабочих процессов.

И это — только часть возможностей, становящихся доступными для крупного и малого бизнеса. Не менее важно, что использование «интернета поведения» сводит практически к нулю коммерческие риски при повторении событий, схожих с эпидемией COVID-19, поскольку значительно упрощает любые форматы дистанционного взаимодействия и управления.

Где и как используется IoB сегодня?

Примеров практического применения «интернета поведения» относительно немного, но тем шире возможности для внедрения.

По большей части IoB сегодня применяется маркетологами для оптимизации продукта или адресного сообщения потребителям: лидирует здесь Uber, детально отслеживающий множество поведенческих параметров. А Google, Facebook и YouTube используют поведенческие данные для демонстрации пользователям рекламы на своих платформах.

Единичными и не до конца раскрывшими свой потенциал случаями можно считать использование расширенных версий CRM, позволяющих не только ставить задачи и трекать начало и завершение работы над ними, но и получать комплексное представление о процессе работы каждого из сотрудников.

Во время пандемии технологии IoB широко использовались для выявления наличия или отсутствия маски и повышенной температуры тела: при помощи датчиков или RFID-меток отслеживались несоответствия в соблюдении протоколов безопасности.

Примечание

Если вы создаете продукты для веб-, мобильных или IoT-приложений, вам скорее всего понадобится общая функциональность поверх вашего имеющегося программного обеспечения. Сервис из шаблонов «Готовые приложения для бизнеса», Kong Virtual Appliance, может помочь вам, став шлюзом для HTTP-запросов, обеспечивая логирование, аутентификацию, ограничение скорости и многое другое через плагины.  

Перспективы развития IoB

Эксперты и футуристы единогласно признают: развитие «интернета поведения» станет причиной эволюционных прорывов почти во всех сферах деятельности.

Медицина

В этом направлении прогнозируют появление кардиостимуляторов, управляемых по Wi-Fi, и «умных линз», способных не только корректировать зрение, но и собирать данные о состоянии пациента при наличии у него хронических заболеваний. «Умная таблетка» или имплант позволят проводить мониторинг состояния здоровья, а интерфейс мозг-компьютер сможет помогать пациентам с нарушениями нейромышечной передачи.

Примеры Internet of Behavior. Носимые устройства для взрослых
Примеры Internet of Behavior. Носимые устройства для взрослых
Примеры Internet of Behavior. Носимые устройства для детей и устройства «умный дом»
Примеры Internet of Behavior. Носимые устройства для детей и устройства «умный дом»

Мода, архитектура и дизайн интерьеров

В пессимистичных прогнозах IoB ставит под удар сложившуюся систему обновления трендов, сезонности, модных цветов в интерьере или силуэтов в гардеробе, что грозит исчезновением целой индустрии. По оптимистичным прогнозам — он просто позволит еще более четко отделить массовый продукт, а высокую моду и разработку премиальных архитектурных и интерьерных решений возвести в ранг искусства.

Управление персоналом

Анализ содержания рабочего дня и отслеживание состояния работника в процессе, оценка поведения сотрудников при общении с клиентами, выявление потенциальных зон роста и интересов, на основе которых можно составлять индивидуальные программы обучения — эти и множество других возможностей привнесет «интернет поведения» в управление персоналом.Сокращение издержек на поиск и тестирование соискателей, минимизация «текучки» кадров, гибкое управление и, как следствие, высокая удовлетворенность персонала, профессиональные навыки которого можно «настраивать» под себя — только часть выгод, которые получит бизнес от внедрения IoB в HR-отрасль.

Туризм

Персонализированные подборки предложений по направлениям для поездок, времени вылета, отелям и экскурсионным программам повысят эффективность работы туроператоров и турагентств, а также степень удовлетворенности отдыхом у клиентов. Обслуживание эмоций туриста, работа с его впечатлениями, — то, что ранее могла обеспечить только эксклюзивная консьерж-служба, станет повседневной реальностью в сферах туризма и гостеприимства.

Автомобилестроение

Здесь, в первую очередь, «интернет поведения» позволит повысить качество ключевого показателя — безопасности. Впрочем, не менее привлекательно выглядит и возможность оптимизировать расходы на содержание автомобиля путем проведения анализа частоты и причин использования машины и моделей вождения.

Страховые компании

Сферу страхования тоже ждут изменения. Появится возможность определять цену страховки не на основании субъективных параметров типа пола, возраста и стажа, а на основе достоверных объективных данных. В свою очередь аккуратные водители, туристы и домовладельцы перестанут переплачивать, покрывая риски за менее аккуратных и ответственных.

IoB благотворно повлияет на UX и SEO, причем как облегчит работу специалистам этих отраслей, так и повысит удовлетворенность пользователей. Стриминговые сервисы будут предлагать зрителям то, что им действительно понравится, а не приблизительную подборку на основе общих данных. В кофейне гостю нальют тот кофе, которого хочется именно сейчас. И можно будет не пытаться больше угадать, что подарить на годовщину супруге или супругу — непременно появится стартап, который даст на 100% верные рекомендации.

Примечание
Еще в одном своем отчете Gartner прогнозирует, что к 2023 году отдельные действия 40% мирового населения будут отслеживаться в цифровом виде, чтобы влиять на наше поведение.

Потенциальные угрозы

Помимо неоспоримой пользы, «интернет поведения» привносит в жизнь людей и новые вызовы — прежде всего это касается безопасности данных, приватности и этики.

Кто может получить доступ к данным? Что потенциально вызывает опасения? Каковы возможные последствия?
  • Преступники
  • Хакеры
  • Брокеры и центры объединения данных
  • Работодатели
  • Школы
  • Представители здравоохранения
  • Страховые компании
  • Производители
  • Система уголовного правосудия
  • Правительства
  • Зависимость человека от устройств для здоровья (кардиостимуляторы, линзы, кохлеарные имплантаты) или функциональных целей (фитнес и любые другие трекеры, собирающие данные)
  • Сбор, хранение или распространение сенсорных данных
  • Подключение к Интернету
  • Отсутствие корректной нормативной базы
  • Аппаратное обеспечение
  • Программное обеспечение
  • Смерть человека или причинение физического вреда организму в результате неисправности, вызванной взломом<
  • Вызовы глобальной и национальной безопасности
  • Вмешательство в данные
  • Пассивный сбор или обмен данными без информированного согласия
  • Неправильное или неожиданное использование данных
  • Идентификация личности
  • Увеличение неравенства в отношении здоровья
  • Принуждение к использованию девайсов
  • Нарушение автономии тела

Где проходят границы допустимого и разумного сбора информации о персонале? Да, к примеру, более пристальное внимание к состоянию пилотов перед полетом способно защитить жизни нескольких сотен людей. Но что, если решение о состоянии принимается на основании данных о том, как пилот вчера провел свой законный выходной?Как обезопасить передачу данных при использовании устройств, управляемых по Wi-Fi? А если это — кардиостимулятор президента страны? Пока на эти вопросы нет ответов.Юристы по всему миру заявляют о несовершенстве нормативно-правовой базы. В России Закон о персональных данных и Административный кодекс не удовлетворяют новым запросам: идентификация личности, осуществляемая IoB, по сути означает использование персональных данных без согласия пользователя. Отсутствие подобного регулирования способно привести к массовым злоупотреблениям в использовании информации.

Преимущества и недостатки «интернета поведения»

«Интернет поведения» — своего рода технологическая революция. Наряду с массой потенциальных преимуществ, способных привести к взрывному росту во множестве отраслей и повысить уровень качества жизни людей, он может пугать наличием потенциальных недостатков, а кое-кому даже казаться реализованным сценарием антиутопии.

Важно понимать, что негативное воздействие можно сократить за счет тщательной разработки мер подготовки. Начиная с включения в школьную программу правил поведения в интернете и завершая разработкой глобальных правовых актов, нормативов и этических кодексов, действующих не в рамках отдельных государств, а всего мира. Интернет — всего лишь инструмент для человека, и развитие этого инструмента требует симметричной реакции от тех, кто использует этот инструмент в повседневной жизнипродуктовый менеджер ML Space

Резюме

Развитие технологий постоянно ставит перед человечеством вопрос о соблюдении границ между пользой и приватностью. «Интернет поведения», как логичный эволюционный шаг и система, предоставляющая практически безграничные возможности с точки зрения коммерческого и социального использования, пока находится на старте и вызывает интерес со стороны бизнеса и опасения со стороны правозащитников. Однако при разумном подходе и своевременной разработке юридических и этических стандартов, а также норм безопасности, IoB, без сомнений, станет катализатором перехода на новый технологический уровень.


Запросите бесплатную консультацию по вашему проекту

Оставить заявкуCloud

Содержание

  • Что такое «интернет поведения»?
  • В чем ценность «интернета поведения» для бизнеса?
  • Где и как используется IoB сегодня?
  • Перспективы развития IoB
  • Потенциальные угрозы
  • Преимущества и недостатки «интернета поведения»
  • Резюме
Close icon

Подписка
на дайджест

Два раза в месяц присылаем новости сервисов и платформ, кейсы и анонсы мероприятий

Подписаться